22 ноября 2013 г. состоялась научно-практическая конференция и круглый стол по проблеме «Преподавание философии в уровневой системе ФГОС ВПО», которая проходила с 11.00 до 17.00 в аудитории №61.
Инициатором проведения конференции и круглого стола перед философским обществом Санкт-Петербурга выступила кафедра философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ).
Председателями конференции и руководителями круглого стола были: заведующий кафедрой философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ) к.ф.н., доц. Виктор Евгеньевич Быданов, и профессор кафедры онтологии и теории познания СПбГУ, д.ф.н Сергей Витальевич Никоненко. Секретарь конференции: к.ф.н., доц. Нина Андреевна Селиверстова.
Главными целями конференции являлось всестороннее обсуждение актуальных вопросов преподавания философии в уровневой системе ФГОС ВПО и изменений, связанных с проектом ФГОС 3+, а также места и роли предмета философии в современной системе высшего образования России. Особое место было уделено проблемам дидактики и методики преподавания философии в современных условиях. Обсуждались структуры современных программ по философии, их содержание, специфика преподавания в технических и гуманитарных вузах России. Также широкое обсуждение получили вопросы инновационного методического обеспечения, ориентированного на студентов непрофильных вузов, применения интерактивных форм обучения философии, формирования системы мотиваций у студентов к изучению философии. Особенно активное обсуждение получили противоречивые проблемы преподавания философии с позиций студентоцентрированного обучения и компетентностного подхода.
Сообщение о научно-практической конференциикафедры философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ)
«Актуальные проблемы преподавания философии в уровневой системе ФГОС ВПО»
в рамках «Дней философии в Санкт-Петербурге 2013»
С 2002 года по решению Всемирной организации ЮНЕСКО (UNESCO General Conference) ежегодно в третий четверг ноября проводится Международный День философии. Этот день отмечают более чем в 70 странах-членах ЮНЕСКО во всем мире.
Смысл празднования Международного Дня философии заключается в том, чтобы найти общую платформу обсуждения происходящих сейчас глобальных социо-культурных преобразований, приобщить людей к философскому наследию, приоткрыть сферу обыденного мышления для новых идей и стимулировать публичные дебаты мыслителей и гражданского общества по поводу вызовов, встающих перед социумом сегодня.
Множество мыслителей утверждали, что суть философии заключается в удивлении. В самом деле, философия рождается из природного устремления человеческих существ интересоваться собой и миром, в котором они живут. В качестве рефлексии и любви к мудрости, философия учит нас мыслить о мысли, исследовать фундаментальные истины, выверять посылки и строить собственные выводы.
В России этот праздник отмечают с 2003 года. В этот день проводятся региональные конференции и заседания, круглые столы, философские кафе, встречи с деятелями искусства, выставки книг и т. д., которые касаются актуальной философской проблематики.
В Санкт-Петербурге Международный День философии отмечается с 2003 года, сперва под общим названием «Дни Петербургской философии», а затем «Дни философии в Санкт-Петербурге». Проведение различных мероприятий (конференции, семинары, круглые столы и т.п.), посвящённые Международному Дню философии, проводятся на различных площадках вузов Санкт-Петербурга. В этом году, в первые в истории СПбГТИ(ТУ) одно из мероприятий в рамках «Дней Философии в Санкт-Петербурге 2013» под общим названием «Философия познания и творчество жизни» проведено кафедрой философии ФЭМ на территории нашего института.
22 ноября 2013 г. состоялась научно-практическая конференция и круглый стол по проблеме «Преподавание философии в уровневой системе ФГОС ВПО», которая проходила с 11.00 до 17.00 в аудитории №61.
Инициатором проведения конференции и круглого стола перед философским обществом Санкт-Петербурга выступила кафедра философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ).
Председателями конференции и руководителями круглого стола были: заведующий кафедрой философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ) к.ф.н., доц. Виктор Евгеньевич Быданов, и профессор кафедры онтологии и теории познания СПбГУ, д.ф.н Сергей Витальевич Никоненко. Секретарь конференции: к.ф.н., доц. Нина Андреевна Селиверстова.
Главными целями конференции являлось всестороннее обсуждение актуальных вопросов преподавания философии в уровневой системе ФГОС ВПО и изменений, связанных с проектом ФГОС 3+, а также места и роли предмета философии в современной системе высшего образования России. Особое место было уделено проблемам дидактики и методики преподавания философии в современных условиях. Обсуждались структуры современных программ по философии, их содержание, специфика преподавания в технических и гуманитарных вузах России. Также широкое обсуждение получили вопросы инновационного методического обеспечения, ориентированного на студентов непрофильных вузов, применения интерактивных форм обучения философии, формирования системы мотиваций у студентов к изучению философии. Особенно активное обсуждение получили противоречивые проблемы преподавания философии с позиций студентоцентрированного обучения и компетентностного подхода.
Предметом специального рассмотрения стали вопросы подготовки аспирантов и магистрантов по курсам «История и философия науки», «Философские проблемы науки и техники», «Философские проблемы естествознания», их цели, место, содержание и роль в системе подготовки данных специалистов.
Обсуждение данных проблем отечественной высшей школы шло в контексте современных мировых тенденций преподавания философии в вузах.
Бурная дискуссия развернулась на круглом столе, где обсуждались следующие вопросы:
- В какой мере современные стандарты ФГОС ВПО третьего поколения реализуются в практиках преподавания философии в негуманитарных вузах?
- Какие измерительные процедуры позволяют оценивать сформированные философией общекультурные компетенции?
- Противоречие между требованием действующих стандартов (нового ФГОС ВПО) и количеством часов, выделенных на преподавание дисциплины "Философия".
- Какие аспекты и темы курса философии должны быть направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста?
- Как адаптируются вузовские практики преподавания философии к множественности социальных и культурных заказов современной электронной эпохи?
- вопросы о единой науке как перспективе развития научного сообщества и о роли гуманитарного знания в современном образовании.
- «Болонский процесс» и классическое образование
- Об обосновании самой возможности преподавания философии: философия - цель и/или средство? Монолог и/или диалог: как учить? Учебник философии: "катехизис", "справочник", "путеводитель", "детектив"? и другие вопросы.
В конференции приняли участие как преподаватели из различных вузов Санкт-Петербурга, так и из разных регионов России, которые выступили с докладами и участвовали в заседании круглого стола. Среди них:
Беззубова Ольга Викторовна., к.ф.н., доцент кафедры истории и философии Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Борисов Сергей Валентинович, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и культурологи, Челябинский государственный педагогический университет.
Быданов Виктор Евгеньевич, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ).
Воробьёва Светлана Александровна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социально-гуманитарных наук Санкт-Петербургской государственной фармацевтической академии.
Забелина Наталья Николаевна, к.ф.н., доцент, доцент, Мурманский государственный технический университет.
Завершинская Наталья Александровна, кандидат философских наук, доцент, Доцент кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии.
Кисличенко Татьяна Викторовна, старший преподаватель кафедры философии СПбГУТИ(ТУ)
Колычев Петр Михайлович, д.ф.н., доцент, профессор кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики.
Лощевский Кирилл Владимирович, к.ф.н., доцент кафедры истории философии СПбГУ
Мавринский Илья Игоревич, к.ф.н., ст. преп. Каф. Онтологии и теории познания СПбГУ
Микляев Виктор Анатольевич, Канд. филос. наук, доцент, Доцент кафедры философии,социологии и психологии, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет управления и экономики» (НОУ ВПО СПбУУиЭ).
Нешитов Петр Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. М.А. Бонч-Бруевича.
Никитин Владислав Евгеньевич, к.ф.н., доцент кафедры онтологии и теории познания СПбГУ.
Никоненко Сергей Витальевич, д.ф.н., профессор, профессор кафедры онтологии и теории познания СПбГУ.
Оконская Наталия Камильевна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Резник Ольга Афанасьевна, старший преподаватель Пермского гуманитарно-технологического института (ПГТИ).
Станжевский Федор Алексеевич, преподаватель кафедры философии СПбГУТИ(ТУ)
Степанов Константин Владимирович, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Санкт-Петербургский медико-социальный институт (ЧОУ ВПО СПбМСИ).
Токмакков Алексей Николаевич, к.ф.н., доцент кафедры философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ).
Ханташкеева Татьяна Владимировна, к.ф.н., доцент кафедры общего и ист. языкознания Бурятского государственного университета.
Хахалова Анна Алексеевна, ассистент кафедры философии СПбГТИ(ТУ) и др.
Высокий профессиональный уровень участников конференции позволил создать творческую, открытую, доброжелательную и продуктивную атмосферу на конференции и круглом столе.
Особое удовлетворение всех участников конференции и круглого стола вызвало то, что в аудитории присутствовало большое количество студентов нашего института с различных факультетов и курсов. Некоторые из них участвовали в заседании конференции до самого конца, хотя присутствие на конференции и круглом столе было свободным.
Декан Факультета Экономики и Менеджмента проф. Алексей Петрович Табурчак, выступая перед собравшимися в конце заседания, сделал предложение о проведении подобных конференций и круглых столы ежегодно на базе ФЭМ СПбГТИ(ТУ), т.к., по его мнению такие широкие, открытые обсуждения важнейших актуальных вопросов вузовской жизни, с привлечением к дискуссии студентов, магистрантов и аспирантов имеет огромное научное, дидактическое и культурное значение.
Участники конференции на круглом столе пришли к общему выводу о продуктивности конференции и круглого стола, и с глубокой благодарностью приняли предложение декана ФЭМ проф. А.П. Табурчака. В ближайшее время участники договорились о согласовании следующей темы конференции по актуальным проблемам существования и преподавания философии в высшей школе, т.к. это является важнейшим элементов институализации философии в России, и основой развития духовного, интеллектуального и нравственного обучения и воспитания студентов.
По итогам конференции и круглого стола в ближайшем будущем будет издан сборник научных трудов.
22.11.2013 г.
Зав. каф. философии ФЭМ СПбГТИ(ТУ) В.Е. Быданов