Продукция. Товар. Предмет и цели товароведения. Принципы товароведения. Объекты и субъекты товароведной деятельности
Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются продукция, товар и товароведение.
Продукция– материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.
Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.
Методы, применяемые в товароведении. Классификация как метод товароведения. Товароведная классификация товаров. Кодирование товаров. Общероссийские классификаторы
Метод(от греч. methodos) - способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.
Каждый потребитель выбирает тот товар, который для него представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления о качестве товара, его цене и возможных затратах на эксплуатацию. Выходит, что потребительская ценность товара не является одинаковой для всех покупателей, она сугубо индивидуализирована, хотя в своей массе, средневзвешенная рыночная ценность товара всегда приближается к истинной его потребительской стоимости.
Лекция № 4 Методы определения значений показателей качества (окончание)
Метод Дельфи. Влияние на результат экспертизы состава экспертов. Методы количественной оценки уровня качества. Дифференциальный метод. Комплексный метод. Смешанный метод.
Метод Дельфи - многоэтапный метод, предусматривающий первоначальное изолированное вынесение экспертами своих суждений и дальнейшую многократную их корректировку на базе ознакомления каждого эксперта с суждениями других экспертов до тех пор, пока величина разброса оценок не будет находиться в рамках заранее устанавливаемого желаемого интервала варьирования оценок.
Лекция № 5 Ассортиментные и количественные характеристики товаров
Основные понятия. Классификация ассортимента Свойства и показатели ассортимента. Формирование ассортимента. Критерии оптимизации ассортиментной политики. Нормативные документы. Единичные экземпляры и товарные партии. Количественные характеристики товаров. Общие и специфические количественные характеристики. Физические свойства товаров. Единицы измерения, применяемые в торговле отдельными товарами.
Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.
Лекция № 6. Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров
Формирующие качество факторы. Сохраняющие качество факторы. Упаковка. Хранение.
Обеспечение качества и количества товаров- совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству и заданному количеству товаров. При планировании и осуществлении этих мероприятий необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на формирование и сохранение качества и количества товаров. На разных этапах единого технологического цикла приоритетны разные группы факторов: формирующие или сохраняющие.
Понятие экспертизы. Методы экспертизы. Порядок проведения экспертизы. Виды экспертизы. Товарная, экологическая, экономическая, технологическая, судебно-правовая экспертиза. Структура и содержание заключения эксперта. Основные формы выводов эксперта. Требования к содержанию экспертного заключения. Документальное оформление экспертного заключения.
Экспертиза - это исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.
Понятие и цели стандартизации. Возникновение стандартизации Основные направления развития. Функции стандартизации. Уровни стандартизации. Международная организация по стандартизации. Нормативные документы по стандартизации. Категории стандартов. Структура стандартов.
Стандартизация – наука о выявлении повторяющихся объективных событий и согласовании совокупности свойств различных объектов.
Понятие, цели и задачи сертификации. Участники процесса сертификации продукции. Развитие процедуры сертификации. Обязательная сертификация. Добровольная сертификация. Объекты сертификации, их классификация. Схемы сертификации. Применение схем сертификации.
Сертификат (фр. certificat, лат. «certum» - верно + «facere» - делать) означает «сделано верно». Собственно термин «сертификация» в общепринятой международной терминологии определяется как установление соответствия. Впервые он был сформулирован и определен Комитетом по сертификации (СЕРТИКО) Международной организации по стандартизации (ISO) и включен в Руководство № 2 ИСО (ИСО/МЭК 2) версии 1982 г. «Общие термины и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий».
Лекция 10. Управление качеством: основные положения
Основные понятия управления качеством. Этапы развития систем качества. Концепция TQM. Методы реализации TQM.
Все многообразие подходов к управлению качеством можно подразделить на два основных направления.
Административный подход. Предполагается повышение качеств выпускаемой продукции до 100%. При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению образования дефектов и доведению уровня качества до 100%.