Любопытная статистика от абитуриентов Питера
В 2013-2014 учебном году факультет экономики и менеджмента СПбГТИ проводит исследование среди учащихся старших классов средних школ Санкт-Петербурга. На данный момент обработаны результаты, полученные более чем в шестидесяти школах города1, и ниже представлены графики, основанные на полученных результатах.
Около 35% старшеклассников в течение предыдущего года поменяли свои предпочтения относительно будущей профессии, в то время как 46% последние годы не меняли своих убеждений относительно интересующей их работы. Стоит отметить, что чуть меньше 20% учащихся не знает, кем хочет быть в будущем2.
нет, не изменились
|
1024
|
46%
|
да, изменились
|
789
|
36%
|
я не знаю, кем хочу быть
|
396
|
18%
|
Далеко не каждый старшеклассник планирует в будущем становиться руководителем или даже помощником руководителя. Как видно из приведенного графика, самая популярная категория – это те, кто хотят стать узкопрофильными специалистами и добиться успеха именно в этом направлении:
Руководителя (директор и т.д.)
|
621
|
25%
|
Помощника руководителя (зам директора, начальник отдела и т.д.)
|
469
|
18%
|
Узкопрофильного специалиста высокого класса (ведущий инженер и т.д.)
|
978
|
39%
|
Специалиста "среднего" уровня (инженер, бухгалтер и т.д.)
|
255
|
11%
|
Собираюсь работать как внештатный сотрудник, по найму
|
104
|
4%
|
Я не знаю
|
97
|
3%
|
Хорошей новостью можно назвать то, что в этом году всего 6,5% старшеклассников указали, что не имеют никаких предпочтений в плане выбора будущей сферы деятельности; этот показатель значительно уменьшился в сравнении с предыдущим учебным годом3.
При рассмотрении ответов на вопрос «В какой сфере вы хотели бы работать?» следует учесть и тенденции на рынке труда в нашем городе4. Например, соотношение вакансий в сфере экономики и менеджмента к общему числу вакансий на рынке труда Петербурга составляет от 18 до 30% по различным источникам5. Количество старшеклассников, планирующих работать в этой сфере, составляет 24,78%, что попадает в ожидания рынка. Это значит, что на данный момент есть спрос на данных специалистов. Также, доля вакансий для инженеров составляет сегодня от 5 до 9%, процент учащихся, которые хотят стать в будущем инженерами, составляет 6,99%6.
С другой стороны, на такую специальность как «программист» спрос на рынке составляет всего от 1 до 4,5%, в то время как около 8% старшеклассников планирует стать программистами в будущем. Таким образом, по данной специальности найти работу будет сложнее, поскольку рынок предлагает вакансий меньше, чем ожидается специалистов. То же самое касается сферы медицины, юриспруденции, психологии, переводческой деятельности и многих других. Сравнительный график приведен ниже.
По вертикальной шкале отображается в процентах соотношение количества имеющихся на рынке труда вакансий по данной специальности к общему количеству вакансий. Как видно из графика, спрос и предложение приблизительно уравновешены.
По вертикальной шкале отображается в процентах соотношение количества имеющихся на рынке труда вакансий по данной специальности к общему количеству вакансий. Очевидно, что текущего количества вакансий на рынке труда будет недостаточно при нынешнем потоке желающих. При имеющихся тенденциях данные специальности останутся невостребованными в ближайшем будущем.
Результаты исследования сведены в виде графика, где отражено количество учащихся, планирующих получать дальнейшее образование и работать по данной специальности. На горизонтальной оси отмечено количество респондентов.
_______________________________________________________________________
Примечания:
1 – На момент публикации обработано более 2500 ответов по данному исследованию, результаты буду пополняться до июня 2014 года.
2 – Все выводы делаются на основании данных учащимися ответов, в то числе «Я не знаю» и вопросов, оставленных без ответа. Обрабатывались только анкеты, на которых были указаны данные респондента, а именно: школа, класс, имя и фамилия.
3 – Результаты исследования в 2012-2013 учебном году были опубликованы весной 2013 года на сайте факультета экономики и менеджмента СПбГТИ(ТУ) www.gtifem.ru , количество учащихся, указавших, что не имеют никаких предпочтений по отношению к будущей специальности, составило более 10%.
4 – Анализ потребностей рынка труда проводится на основании данных, полученных из источников компании «HeadHunter», «Яндекс.Работа» и «Job.Ru» по региону «Санкт-Петербург и область».
5 – Общее количество вакансий в Санкт-Петербурге и области к середине марта 2014 года составило: 93428 вакансий (Яндекс.Работа), 20540 вакансий (HeadHunter), и 9232 вакансии (Job.Ru).
6 – Выводы сделаны на основании процентного соотношения имеющихся предложений работы в указанных выше источниках к общему количеству вакансий в этих источниках.