Лекции доктора Януша Саламона из Чешкой Республика на ФЭМ
С 17 по 25 мая с. г. по инициативе кафедры философии и ФЭМ гостем нашего института был доктор Януш Саламон из Пражского университета, который в честь императора Карла IV называется «Карлов университет». Этот император основал университет в Праге в 1348 году. Таким образом, Пражский университет – старейший в Центральной и Восточной Европе. По международному рейтингу он приблизительно на одном уровне с Московским Университетом, а что касается экономической школы, то Институт Экономики Пражского Университета – один из лучших в Европе.
Доктор Януш Саламон прочел на ФЭМ три лекции – две лекции во вторник, 19 мая и одну лекцию в четверг, 21 мая. Общая тема лекций была «Мир в состоянии перемен: поиски нового глобального и социального порядка и их последствия для России».
Присутствовавшие на лекциях студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели еще раз могли убедиться в том, что лектора отчасти делает аудитория. Если во вторник пришлось переводить лекции доктора Саламона, и дискуссия была очень короткая, то в четверг пришла другая группа студентов, большинство из которых понимали по-английски, и атмосфера была совершенно иная. Студенты не только увлеченно слушали лектора, обходясь без перевода, но и отвечали по-английски на его вопросы и сами задавали вопросы. Было видно, что им интересен взгляд со стороны, в частности на Россию.
Доктор Саламон в своих лекциях исходил из следующих предпосылок: весь мир – как развитые, так и развивающиеся страны – находится в переломной точке, в состоянии сдвига. Так, США вынуждены искать новую социальную и экономическую модель, поскольку нынешняя модель вызывает все большую социальную и экономическую диссоциацию. Развивающиеся страны – от Индонезии до стран Африки – находятся под растущим влиянием Китая; китайские инвестиции в образование в этих странах уже приносят свои плоды, и ситуация в этих регионах претерпевает существенную трансформацию.
В девяностые годы, в связи с падением СССР и крахом плановой экономики, США исповедовали доктрину (выраженную Фукуямой) о том, что весь мир стремится принять американскую модель демократии и американскую модель либерального рынка. Отсюда попытки американцев устанавливать и регулировать демократии во всем мире – в частности, в Ираке и Сербии. Отсюда также американские советники у правительства Ельцина, которые фактически переносили на Россию кальку американской социально-экономической модели.
Однако к две тысячи десятым годам стало ясно, что доктрина американизации мира нереалистична. Китай показал, что можно быть эффективной экономикой и политически успешной страной, не принимая американскую демократию и либеральный рынок. США – отчасти под влиянием новой, двуполярной, а не однополярной картины мира – постепенно отказываются от вмешательства в дела других стран. Для России это означает, что отныне она сама выбирает свой путь, без всяких советов и без помощи со стороны.
Другая предпосылка лектора – современная тенденция, которая ведет к тому, что в будущем только экономические, а не военные факторы будут определять статус державы. Значимая держава не сможет существовать без эффективной экономики, сколько бы боеголовок она ни имела. Неотъемлемый аспект патриотизма – работать и мыслить так, чтобы повышать конкурентоспособность своей страны в глобализованном мире.
Далее Доктор Саламон развил идею В. В. Путина о том, что если Запад индивидуалистичен, то Россия коллективистична. Отталкиваясь от этой мысли, лектор показал разные модели индивидуализма и коллективизма. Индивидуализм реализуется по разному в Америке и в Европе, в Техасе и в Калифорнии. Запад также имеет коллективистские традиции, выраженные в философии коммунитарианства. На практике коммунитарианская мысль реализуется, в частности, в Скандинавии. Лектор подробно остановился на китайской модели коллективизма, основанной на конфуцианской традиции (а не на коммунистической, как могло бы показаться). Так, конфуцианское понятие долга связывает элиты и народ, побуждая элиты заботиться о народе, а народу – повиноваться вышестоящим.
На основе этих предпосылок доктор Саламон представил спектр возможностей развития, которые стоят перед Россией.
В выступлениях доктора Саламона через все его лекции проходила мысль о возможных сценариях будущего России, и её роли в глобальном мире.
Лекции имели, возможно, даже не столько научную, сколько педагогическую ценность. Это стало ясно, когда студенты на вопрос о том, почему западные ценности не подходят России, отвечали: «у нас другая ментальность». При этом мало кто сумел проанализировать эту ментальность и это различие.
Лекции доктора Саламона послужили пищей к размышлению и мотивом для рефлексии о своей культуре и своей стране, которые мы часто воспринимаем просто как данность.
Интерес студентов (особенно, в четверг) был искренним и неподдельным. Стало ясно, что визиты преподавателей из-за рубежа расширяют горизонты студентов и позволяют видеть новые перспективы на тот или иной вопрос. Для развития личности необходимо общение с представителями других культур. Представляется, что в данном случае общение было плодотворным.
Доктор Саламон покинул Россию в воскресенье, 25 мая, и написал, в частности, что эта неделя радикально изменила его ощущение России. По его мнению, Петербург еще красивее, чем прекрасная Прага, и значительно многообразнее, чем она. Кроме того, поскольку доктор Саламон пытался говорить по-русски, он ощутил, что стал глубже чувствовать этот язык и смелее высказываться на нем. В особенности после опыта лекции в четверг доктор Саламон сказал, что будет прилагать усилия к тому, чтобы продвигать сотрудничество между Пражским Университетом и Технологическим Институтом.
Будем надеяться, что визит доктора Саламона станет началом научных и учебных контактов (обмен студентами и преподавателями) между Пражским Университетом и Санкт-Петербургских государственным технологическим институтом (техническим университетом), и в первую очередь со студентами Факультета экономики и менеджмента.
Зав. кафедрой философии СПбГТИ(ТУ) В.Е Быданов
Ассистент кафедры философии СПбГТИ(ТУ) Ф.А. Станжевский