сегодня 26-12-2024 - чётная учебная неделя

Главная

О факультете

Абитуриентам

Студентам

Магистратура

Деканат

Кафедры

Тестирование

Научная работа

Студенческая жизнь

Заочное отделение ФЭМ

БРС

БРС шкалы

Экономический вектор

Библиотека

Контактная информация

Лекции доктора Януша Саламона из Чешкой Республика на ФЭМ

Печать PDF

lekcii-doktora-yanusha-salamona-iz-cheshkoj-respublika-na-femС 17 по 25 мая с. г. по инициативе кафедры философии и ФЭМ гостем нашего института был доктор Януш Саламон из Пражского университета, который в честь императора Карла IV называется «Карлов университет». Этот император основал университет в Праге в 1348 году. Таким образом, Пражский университет – старейший в Центральной и Восточной Европе. По международному рейтингу он приблизительно на одном уровне с Московским Университетом, а что касается экономической школы, то Институт Экономики Пражского Университета – один из лучших в Европе.

Доктор Януш Саламон прочел на ФЭМ три лекции – две лекции во вторник, 19 мая и одну лекцию в четверг, 21 мая. Общая тема лекций была «Мир в состоянии перемен: поиски нового глобального и социального порядка и их последствия для России».

Присутствовавшие на лекциях студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели еще раз могли убедиться в том, что лектора отчасти делает аудитория. Если во вторник пришлось переводить лекции доктора Саламона, и дискуссия была очень короткая, то в четверг пришла другая группа студентов, большинство из которых понимали по-английски, и атмосфера была совершенно иная. Студенты не только увлеченно слушали лектора, обходясь без перевода, но и отвечали по-английски на его вопросы и сами задавали вопросы. Было видно, что им интересен взгляд со стороны, в частности на Россию.

 

Доктор Саламон в своих лекциях исходил из следующих предпосылок: весь мир – как развитые, так и развивающиеся страны – находится в переломной точке, в состоянии сдвига. Так, США вынуждены искать новую социальную и экономическую модель, поскольку нынешняя модель вызывает все большую социальную и экономическую диссоциацию. Развивающиеся страны – от Индонезии до стран Африки – находятся под растущим влиянием Китая; китайские инвестиции в образование в этих странах уже приносят свои плоды, и ситуация в этих регионах претерпевает существенную трансформацию.

В девяностые годы, в связи с падением СССР и крахом плановой экономики, США исповедовали доктрину (выраженную Фукуямой) о том, что весь мир стремится принять американскую модель демократии и американскую модель либерального рынка. Отсюда попытки американцев устанавливать и регулировать демократии во всем мире – в частности, в Ираке и Сербии. Отсюда также американские советники у правительства Ельцина, которые фактически переносили на Россию кальку американской социально-экономической модели.

Однако к две тысячи десятым годам стало ясно, что доктрина американизации мира нереалистична. Китай показал, что можно быть эффективной экономикой и политически успешной страной, не принимая американскую демократию и либеральный рынок. США – отчасти под влиянием новой, двуполярной, а не однополярной картины мира – постепенно отказываются от вмешательства в дела других стран. Для России это означает, что отныне она сама выбирает свой путь, без всяких советов и без помощи со стороны.

Другая предпосылка лектора – современная тенденция, которая ведет к тому, что в будущем только экономические, а не военные факторы будут определять статус державы. Значимая держава не сможет существовать без эффективной экономики, сколько бы боеголовок она ни имела. Неотъемлемый аспект патриотизма – работать и мыслить так, чтобы повышать конкурентоспособность своей страны в глобализованном мире.

Далее Доктор Саламон развил идею В. В. Путина о том, что если Запад индивидуалистичен, то Россия коллективистична. Отталкиваясь от этой мысли, лектор показал разные модели индивидуализма и коллективизма. Индивидуализм реализуется по разному в Америке и в Европе, в Техасе и в Калифорнии. Запад также имеет коллективистские традиции, выраженные в философии коммунитарианства. На практике коммунитарианская мысль реализуется, в частности, в Скандинавии. Лектор подробно остановился на китайской модели коллективизма, основанной на конфуцианской традиции (а не на коммунистической, как могло бы показаться). Так, конфуцианское понятие долга связывает элиты и народ, побуждая элиты заботиться о народе, а народу – повиноваться вышестоящим.

На основе этих предпосылок доктор Саламон представил спектр возможностей развития, которые стоят перед Россией.

В выступлениях доктора Саламона через все его лекции проходила мысль о возможных сценариях будущего России, и её роли в глобальном мире.

Лекции имели, возможно, даже не столько научную, сколько педагогическую ценность. Это стало ясно, когда студенты на вопрос о том, почему западные ценности не подходят России, отвечали: «у нас другая ментальность». При этом мало кто сумел проанализировать эту ментальность и это различие.

Лекции доктора Саламона послужили пищей к размышлению и мотивом для рефлексии о своей культуре и своей стране, которые мы часто воспринимаем просто как данность.

Интерес студентов (особенно, в четверг) был искренним и неподдельным. Стало ясно, что визиты преподавателей из-за рубежа расширяют горизонты студентов и позволяют видеть новые перспективы на тот или иной вопрос. Для развития личности необходимо общение с представителями других культур. Представляется, что в данном случае общение было плодотворным.

Доктор Саламон покинул Россию в воскресенье, 25 мая, и написал, в частности, что эта неделя радикально изменила его ощущение России. По его мнению, Петербург еще красивее, чем прекрасная Прага, и значительно многообразнее, чем она. Кроме того, поскольку доктор Саламон пытался говорить по-русски, он ощутил, что стал глубже чувствовать этот язык и смелее высказываться на нем. В особенности после опыта лекции в четверг доктор Саламон сказал, что будет прилагать усилия к тому, чтобы продвигать сотрудничество между Пражским Университетом и Технологическим Институтом.

Будем надеяться, что визит доктора Саламона станет началом научных и учебных контактов (обмен студентами и преподавателями) между Пражским Университетом и Санкт-Петербургских государственным технологическим институтом (техническим университетом), и в первую очередь со студентами Факультета экономики и менеджмента.

Зав. кафедрой философии СПбГТИ(ТУ) В.Е Быданов

Ассистент кафедры философии СПбГТИ(ТУ) Ф.А. Станжевский