Научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в контексте современного технического вуза»
Научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в контексте современного технического вуза» состоялась в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге 2014. Она была созвучна и раскрывала общую тему: «Университет в пространстве современной культуры: философия, политика, мораль». Санкт-Петербургский государственный технологический институт принял на своей территории гостей из Калужского государственного университета, Восточно-Европейского Института психоанализа, Удмуртского филиала Института философии и права УрО РАН, Уфимского авиационного технического университета, Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева, Пермского национального исследовательского политехнического университета.
Две организационные формы академического дискурса: пленарное заседание и круглый стол, были последовательно проведены 21 ноября 2014.
В пленарном заседании были выступления, посвященные нравственным и юридическим аспектам образования, преподаванию гуманитарных наук в контексте медиакультуры, объему изучения русской философии в общем историко-философском блоке, дистанционному образованию студентов, формированию социально-культурной идентичности.
Пленарное заседание открыл проректор по учебной работе СПбГТИ (ТУ) к.п.н.,доц. В.Э. Щепинин. Он пожелал плодотворной работы участникам конференции. Начал конференцию Быданов В.Е.,к.ф.н.,доц.,зав.каф.философии СПбГТИ (ТУ) с темой «Преподавание гуманитарных наук в контексте медиакультуры». Новые реалии заставляют говорить о системе образования с учетом влияния медиа на формирование сознания современных студентов. О когнитивной карте современного менеджмента говорил д.ф.н., профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета. Тема оказалась созвучной интересам студентов ФЭМ.
Вопросы становления идентичности современного студента подняла в своем выступлении преподаватель кафедры философии Т.В. Кисличенко. Она использовала выводы эмпирического материала, а точнее, психологических тестов, определяющих «Я» студента ФЭМ. Получилось увлекательно и несколько озадачило.
О потребности увеличить объем содержания в блоке «История философии» русской философии говорила к.ф.н., доц. О.А. Штайн, иначе снимаются вопросы о гражданском воспитании и национальном сознании.
Ф.А. Станжевский рассказывал опыт обучения и преподавания в зарубежных вузах, среди которых Нью-Йоркский университет (кампус в Кракове), а также польские и французские учебные заведения.
Е.Б. Липский, к.ф.н., доцент каф.философии, говорил о влиянии виртуальной реальности на культуру постсовременного общества, что не может не отразиться на системе образования.
Острую тему тестирования. Мелкая: оборотная сторона тестирования, резонанс как на преподавателя, так и на студента.
Интересно было выступление священника из Храма Пророка Бож.Илии г.Выборга. Академическим языком он говорил об ответственности не только ученого, но и преподавателя за научные парадигмы, которые мы поддерживаем и транслируем в студенческую среду.
Обсуждения были доброжелательные и бурные, переходили во время перерывов, обмен контактами и проекты будущих совместных научных мероприятий были осуществлены. Кроме того, происходила подготовка студентов к научной студенческой конференции, которая состоится в декабре 2014 года, когда сами студенты будут выступать и защищать презентации по теме «Наука в современном мире».
Круглый стол вели зав.кафедрой философии СПбГТИ (ТУ) к.ф.н.,доц. В.Е. Быданов и д.ф.н., профессор кафедры онтологии и теории познания СПбГУ С.В. Никоненко. В круглом столе принимали участие преподаватели различных вузов и аспиранты и студенты СПбГТИ (ТУ). Вопросы о необходимости и совершенствования курса Философии и методологии науки для аспирантов, Философии для студентов бурно и дружественно обсуждались в аудитории.
Гуманитарное образование должно доносить до студенческой аудитории роль культурообразующих ценностей независимо от смены стандартов ФГОС любого поколения. Актуальные вопросы образовательного диалога преподавателя и студента становятся элементами воспитания. Гуманитарное образование в контексте современного технического вуза наиболее остро поднимает вопрос о векторе и должного и сущего в процессе преподавания философских дисциплин. Эти вопросы в статьях будут изданы в сборнике по результатам конференции.
Программа конференции